ГКПД при МБОУ "Починокинельская СОШ" Комсомольского района Чувашской Республики
Психологические рекомендации родителям по продуктивному взаимодействию с детьми.
ПРОГРАММА Психологических рекомендаций родителям по продуктивному взаимодействию с детьми. Автор: Мударисова З.М. (воспитатель ГКПД при МБОУ «Починокинельская СОШ» Комсомольского района) д.Починок Инели, 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Пояснительная записка. Глава 1. Основные условия становления продуктивных детско-родительских отношений. 1.1 Умение слушать. 1.2 Регуляция эмоционального напряжения. 1.3 Помощь при адаптации ребёнка к новым условиям. 1.4 Помощь в преодолении негативных эмоциональных состояний дошкольников. Глава 2. Саморегуляция психических состояний родителей. 2. Литература. Пояснительная записка Профессиональное поведение родителя в условиях личностно-ориентированной позиции направлено на развитие субъективной позиции ребёнка. Это накладывает определённые требования к поведению родителя как на уровне отношения к ребёнку, так и на уровне педагогических действий. Родители, желающие для своего ребёнка самого лучшего, обязаны поддерживать психическое здоровье своего ребёнка, что подразумевает важность наличия знаний у них об основных принципах общения с детьми и о некоторых психологических техниках, упражнениях и играх. В качестве одного из вариантов помощи родителям мы предлагаем данную программу, которая рассматривает поведение родителя, во взаимодействии с ребёнком, как помогающее. Помогающее отношение (понятие введено К.Роджерсом) – это отношение, которое характеризуется принятием человека как индивида, имеющего ценность, эмпатическим пониманием и открытостью проявленных чувств. Данная программа содержит некоторые приёмы необходимые в силу встречащихся столкновений со сложностями в детско-родительских отношениях. Приёмы были подобраны таким образом, чтобы они не вызвали затруднения в их использовании в силу отсутствия у родителей психологического образования. Кроме того, программа включает и некоторые приёмы саморегуляции психических состояний самих родителей. Главное, хотелось бы, чтобы родители помнили цитату Осипа Мандельштама: «Нет ничего более страшного для человека, чем другой человек, которому нет до него никакого дела.»
ГЛАВА 1. Основные условия работы воспитателя, в целях установления продуктивных детско-родительских отношений. 1.1.Умение слушать. Владение навыками слушания очень важно для установления психологического контакта и возникновения чувства удовлетворённости от общения. Родители достаточно долгое время находятся с детьми и было бы правильно, если это общение не было бы в тягость обоим сторонам, а наоборот способствовало бы удовлетворению базовых потребностей человека: в уважении, внимании и значимости. Можно выделить 3 основных вида слушания: - активное слушание; - пассивное слушание; - эмпатийное слушание. Активное слушание предполагает: ~ заинтересованное отношение к собеседнику ~ уточняющие вопросы ~ парафраз по типу: «Правильно ли я понял, что…?» (со знаком вопроса в конце фразы) ~ получение ответа на свой вопрос (это может быть: «Да», «Нет, неправильно», «Не совсем, я имею в виду…»). Дело в том, что активное слушание, как и всякое другое эффективное слушание, подразумевается постоянное осознание таких фильмов как «Я хочу тебя понять», «Это интересно», только в этом случае активное слушание будет «работать». Как и всякая другая техника, приёмы активного слушания не универсальны. Так с человеком находящимся в состоянии аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения приёмы активного слушания не срабатывают. Такой собеседник не контролирует собственные эмоции, не способен улавливать содержание разговора. В этом случае его нужно успокоить и использовать пассивное слушание. СЛОВА-БЛОКИ: «Успокойся», «Не плачь», «Не надо нервничать», не помогают, поэтому важно просто СЛУШАТЬ человека, просто давать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»: «Да-да, угу-угу, ну конечно» и т.п. Дело в том, что эмоциональное состояние человека подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает «спускаться», успокаиваться и приходить в себя. Если не пытаться остановить маятник, то, выговорившись, человек успокоится и, почувствовав это, вы сможете уже общаться с ним нормально. Не молчите, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбуждённого человека это раздражение будет усилено. Техника эта, таким образом, требует от вас одного, чтобы разговор не прерывался, пока собеседник не «остынет». Поэтому в те моменты, когда собеседник замолкает, самым естественным тоном задавайте уточняющие вопросы: «И что он тебе сказал?» или «А вы что ответили?» или «А где была Маша в это время?». Главная ваша задача – не заразиться от собеседника его эмоциями, особенно если эти эмоции направлены на вас, и не впасть в тоже эмоциональное состояние, которое уж точно приведёт к бурному конфликту. Эмпатийное слушание – понимание чувств собеседника и сопереживание ему. Важным является эмоциональная окраска беседы. Разговор о собственных проблемах, собственной личности является столь туманным, что для вас главным является не «объективная информация», которую он сообщает, а те чувства, которые он переживает по этому поводу. Правила эмпатийного слушания: - Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений относительно своего ребёнка. - Своей реакцией на слова говорящего вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято вами. - Необходимо держать паузу. После вашего ответа ребёнку необходимо помолчать. Помните, что это время принадлежит ему, чтобы разобраться в своём переживании. - Необходимо помнить, что эмпатийное слушание – не интерпретация скрытых от собеседника, тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство ребёнка, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства. Замечания типа: «Так это у тебя от того, что ты просто завидуешь своему другу» или «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все обращали внимание» не могут вызвать ничего кроме отторжения и защиты. - В тех случаях, когда ребёнок возбуждён, когда беседа складывается таким образом, что переполненный чувствами он говорит, «не закрывал рта», а ваша беседа носит уже доверительный характер, вовсе не обязательно отвечать развёрнутыми фразами. Достаточно просто поддерживать ребёнка междометиями, короткими фразами типа «Да-да», «Угу», кивать головой или же повторять его последние слова («эхо-реакция»).
1.2.Регуляция эмоционального напряжения Техника регуляции эмоционального напряжения
1. Техника подчеркивание общности: В подчёркивании общности должны быть соблюдены два условия: - выявленные общие черты должны быть скорее приятны воспитаннику, чем неприятны; - эти общие черты должны быть релевантны деловой или личной экспертной зонам человека. Можно использовать фразу по типу: - мы оба хотим добиться разрешения этой ситуации. - мы с тобой оба любим творческих людей. - что нас объединяет, так это быстрота соображения. - да, мы обе «хитренькие» и т.п. 2. Техника подчёркивания значимости ребёнка: Подчёркивание значимости – это выражение своего восхищения другим человеком, признание его заслуг и достижений. Требования к технике: конкретность, обусловленность фактами, «укоренённость» в фактах, искренность. Это означает, что формула техники не «ты мне нравишься», а «мне кажется ценным то, что ты делаешь». Подчёркивание значимости – это не комплимент в расхожем значении этого слова, потому что комплимент вполне может быть лестью, т.е. неискренним восхвалением. Подчёркивание значимости это вариант позитивной констатации, но с некоторым эмоциональным дополнением: «У меня ваза веет восхищением…», «…возникает гордость», «…растёт уважение к тебе» и т.п. - Ты знаешь, твоя идея мне показалась очень ценной. - Да, вот это работа! Супер! - Твоя молниеносность меня поражает! 3. Техника вербализации своих чувств: Формула вербализации собственных чувств:
- Я удивлён… - У меня вызывает некоторый протест… - Я огорчён… - Меня тревожит… - Мне неуютно… - Меня угнетает… - Меня задевает… Нужно помнить, что вербализации чувства – это избавление от него. Эффективно использование родителем «косвенной» вербализации чувств ребёнка, например: - Я согласен, что это может вызвать протест. - Я согласен, что это вызывает дискомфорт. - Да, это, конечно, огорчительно.
1.3 Помощь при адаптации ребёнка к новым условиям. У ребёнка впервые оказавшемся в новых, незнакомых и с его точки зрения угрожающих условиях возникает целая гамма чувств: страх, удивление, любопытство, тревога, защитная агрессия, беспокойство, не говоря уже о впечатлениях от окружающих его людей. Ни в коем случае нельзя оставлять новичка справляться с целым клубком подобных чувств в одиночестве. Чтобы снизить тревожность и страх нужно пройтись с ним по всему зданию детского сада, показать существующие группы, кабинеты, помещения. Такую экскурсию может организовать конечно воспитатель, но больший эффект будет, если это сделают несколько воспитанников той группы, в которую пришёл новичок. Перед этим воспитатель обязательно должен представить воспитанникам познакомиться с ним поближе. Не лишним также будет и информация от воспитателя о том, какие дети по характеру в этой группе и какие положительные качества у них есть. В целях сближения новенького с группой и снижение тревожности, а также защитных механизмов на основе получения большей информации о детях, целесообразно устроить совместную деятельность. В качестве примера, можно привести экспресс-тренинг.
1.4 Помощь в преодолении негативных эмоциональных состояний дошкольников. Под негативным эмоциональным состоянием мы будем понимать: агрессию, тревожность, страхи, сильное волнение, высокий уровень внутреннего психического напряжения. Сталкиваясь с такими состояниями у детей родитель обычно теряется или начинает использовать «слова-блоки»: «Успокойся», «Не кричи» и т.д., что в большинстве случаев не помогает. Некоторые особенности поведения родителей в подобных случаях мы уже описывали в главе «Умение слушать», но также стоит отметить и ряд других важных техник поведения. Так, если у ребёнка наблюдается высокий уровень внутреннего психического напряжения (подавленный внешний вид, ищет с кем поссориться, на кого накричать и т.п.), родитель может предложить ему покричать от всей души в подушку, в совей комнате (при чём он может кричать всё, что угодно, любые слова, разные звуки, ведь его никто не слышит). Такое состояние человека обычно сопровождается чувством агрессии, желанием что-то сделать, в этом случае ребёнку можно предложить порвать бумагу (рулон старых обоев, коробку, листы тетради и т.д.) на мельчайшие кусочки и тем самым выплеснуть свои негативные эмоции. Если же напряжение ребёнка слишком велико и выше предложенные темы не помогают, можно побить с ребёнком грушу, воображая на её месте обидчика. В некоторый случаях целесообразно оставить ребёнка одного с грушей, чтобы выплеск эмоций не тормозился присутствием другого человека. Когда выплеск эмоций состоялся, родитель должен помочь ребёнку привести в порядок его состояние, снизить уровень нервного возбуждения. Ребёнка можно положить на пол и попросить закрыть глаза, в это время родитель может включить спокойную, расслабляющую релаксационную музыку (это могут быть: звуки леса, шум моря, дождя или любая инструментальная музыка). Воспитатель может
в это время обратить внимание ребёнка на то, что у него расслабляются мышцы лица, шеи, рук, туловища, ног, что ему дышится спокойно, что ему хорошо и принято. Дома можно организовать (например, раз в день или по необходимости) комнату разгрузки, где будут устраиваться сеансы психологической разгрузки. Наиболее эффективным методом расслабления является аутогенная тренировка (АТ).
Упражнение АТ.
Прежде всего, родитель и ребёнок должны занять удобное положение (можно лечь на матрас) и постараться отрешиться от посторонних мыслей и ощущений, не относящихся к тренировке. Для этого родитель может произносить вслух для себя и ребёнка следующие формулы: - я приготовился к отдыху - отвлекаюсь от всего - мне не мешают посторонние звуки - уходят все заботы, волнения, тревоги - мысли текут плавно, медленно - я отдыхаю - я совершенно спокоен - моя правая рука тяжёлая: вот расслабляются мышцы пальцев, кисти, всей руки, рука стала тяжёлая как свинец. Она расслаблена и бессильно лежит, как плеть. Нет сил, не хочется двигать ею. - в правой руке появляется приятное ощущение тяжести, - левая рука тяжелеет - руки тяжелеют всё больше и больше, - руки приятно отяжелели - я совершенно спокоен - покат даёт отдых организму - тяжелеют ноги
- тяжелеет правая нога - тяжелеет левая нога - ноги приятно отяжелели - руки и ноги расслаблены и тяжелы - тяжелеет туловище - все мышцы расслаблены и отдыхают - всё тело приятно отяжелело - после занятия ощущение тяжести пройдёт - я совершенно спокоен Более энергичным голосом: - мои руки лёгкие, энергичные - чувствую приятное напряжение в руках - дышу глубоко, ритмично - чувствую легкость, бодрость, комфорт - сгибаю и разгибаю руки в локтях. После этого все открывают глаза, встают и делают несколько энергичных физических упражнений. Для моделирования настроения посетителей комнаты разгрузки можно порекомендовать следующие музыкальные произведения: - при переутомления и нервном истощении – «Утро» Э.Грига, «Полонез» М.Огинского, - при угнетённом меланхолическом настроении – «К радости» Л.Бетховена, «Аве Мария» Ф.Шуберта, - при выраженной раздражительности, гневности – «Хор пилигримов» Р.Вагнера, «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского, «Лунный свет» К.Дебюсси, «Грёзы» Р.Шумана. Расслабляющее воздействие оказывает такие классические мелодии, как «Баркаролла» П.И.Чайковского, «Пастораль» Ш.Бизе, Соната до мажор (часть 3) Ш.М.Леклера,
«Лебедь» К.Сен-Санса, «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского. Программа тонизирующего воздействия реализуется с помощью «Чардаша» Ф.Монти, «Аделита» Г.Персела, «Шербургские зонтики» М.Леграна и др. Непосредственно для занятий аутогенной тренировкой музыкальные произведения подбирают в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции, при этом могут быть предусмотрены варианты, направленные на успокоение. В качестве примера можно использовать следующие произведения: Успокаивающий вариант
Кроме этого в работе с воспитанником у которого отмечается негативное эмоциональное состояние можно использовать приёмы АРТ-терапии (рисунок, лепка, конструирование, аппликация). Можно предложить воспитаннику сделать работу под названиями: «Моё состояние», «Мой гнев», «Моя злость» и т.п. Основной механизма этой работы заключается в переводе своих чувств, эмоций из внутреннего плана во внешний (из подавленного в осознанный план). Важно – помнить, что чем больше человек говорит о своих переживаниях, тем менее травмирующими же становятся для него. Соприкасаясь, в разных видах деятельности, со своими ощущениями и чувствами, человек отрабатывает их. Если же воспитатель заметил проявления повышенной тревожности у воспитанника то, он может предложить ему следующие приёмы: 1. «Переинтерпритация» симптомов тревожности. Во многих случаях оказывается полезным рассказать воспитаннику, что это признак готовности человека действовать, их испытывают большинство людей при желании что-то сделать. 2. «Настройка на определённое эмоциональное состояние». Воспитаннику предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное, эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерных жестом; спокойное, расслабленное – с другим, а уверенное, «побеждающее» - с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, а затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз. 3. «Приятное воспоминание». Ребёнку предлагается вспомнить ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представить эту ситуацию. 4. «Контроль голоса и жестов». Ребёнку объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека, рассказывается, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, придавать уверенность. Указывается на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями».
5. «Улыбка». Ребёнку объясняется значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения.
6. «Дыхание». Рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох и задержать дыхание на 20-30 секунд. Когда воспитанник находится в аффективном состоянии нужно обратить внимание на то, чтобы он начал следить за ритмичностью своего дыхания.
7. «Мысленная тренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментов, вызывающих её переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.
8. «Доведение до абсурда». В процессе беседы с ребёнком, а также в некоторых других, априорно «спокойных» ситуациях, ребёнку предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась. Если же воспитатель или родитель заметил у ребёнка состояние страха, когда страх сильно сковывает и сжимает, то помогут следующие приёмы: 1. «Разгиб». (Лёжа, сидя или стоя, можно и на ходу). На глубоком вдохе разжать, распрямить, разогнуть и выгнуть, насколько удастся всё что возможно: спину с позвоночником, шею и поясницу, руки и ноги, пальцы рук и ног. Задержать так, задержать вдох… С выдохом отпустить свободно. Повторить, сколько требуется. 2. «Растопыр». Сильно разогнуть одни лишь запястья и растопырить пальцы обеих рук – желательно также и ног. Можно в виде последовательных сжатий - разжатий. 3. «Дикопляс». Танец, совершенно импровизированный, свободный, с любой музыкой или без музыки – прямо на месте, с ходу, без подготовки. При приближении всякого страха во всяком месте мгновенно его отпугивает, и надолго. 1. «Топотун». То же, с акцентом на топоте ног, можно степом или чечёткой. Чудное средство от страхов, тревоги, навязчивых сомнений и лишних мыслей. Можно зевать, чихать, шипеть и т.д., главное понять, что страх устраняется любым осознанным взаимодействием с дыханием, голосом, телом. Можно также предложить ребёнку нарисовать свой страх и разорвать (или сжечь) его.
Экспресс-тренинг Профилактика дезадаптивности у детей во вновь образованном коллективе. Упражнения, направленные на профилактику дезадаптивного поведения у детей, оказавшихся в новых социально-психологических условиях. Занятия могут проводиться как психологом, так и воспитателем, заинтересованном в скорейшей адаптации членов нового коллектива, к изменившимся условиям. Упражнения «Размораживание холодильника». Форма проведения – круг. Упражнение – знакомство. Инструкция: В нашей группе наблюдается холодок, как в холодильнике, давайте попробуем растопить лёд в нашем холодильнике. Тот, кто начинает игру, должен сказать следующее: «Мы размораживаем холодильник. Меня зовут… (например, Саша) и я достаю из холодильника смелость (что-то на
первую букву своего имени). Второй игрок говорит: «Мы размораживаем холодильник! Повторяется имя предыдущего. Меня зовут…Ваня, и я достаю из холодильника…весёлость и т.д.». Желательно, чтобы тот, кто ведёт игру (родитель или воспитатель) оказался последним и повторил имена всех участников, а своё назвал последним. Упражнение помогает участникам запомнить имена друг друга, снимает напряжение и поднимает настроение. Модификацию этого упражнения можно использовать в дальнейшем при возникновении внутригрупповых конфликтов. Здесь участникам можно предложить доставать из холодильника то, что привело к конфликтной ситуации. «Давай построимся». В группе участникам можно предложить построиться в шеренгу расположив первые буквы своих имён по алфавиту. Чтобы выполнить задачу им нужно будет познакомиться друг с другом. Затем можно выстроиться по дате рождения начиная с первого января, заканчивая 31 декабря. Выполняя упражнение, участники получают информацию друг о друге. Для детей до 13 лет можно провести в виде эстафеты двух команд. Обычно при выполнении подобных упражнений выделяется один или несколько участников готовых взять инициативу на себя. «Никто не знает». Упражнение выполняется с мячом. Инструкция: Сейчас мы будем бросать друг другу мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Никто не знает, что я … (что у меня)». В результате проведения упражнения улучшается групповая атмосфера, участники получают возможность сказать что-то о себе и начинают чувствовать себя непринуждённо, дистанция в общении сокращается. «Паутина». Инструкция: Участники становятся в круг. «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмёмся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом старайтесь не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. На счёт три начнём». Когда все взялись за руки участникам предлагается «распутаться». Варианты решения задачи: Задача имеет решение всегда.
1. Все участники стоят в одном кругу, лицом или спиной в центр круга; 2.Участники образовали два или больше «независимых круга»; 3.Участники образуют круги, которые соединены друг с другом. Как звенья одной цепи. Упражнение снимает двигательный зажим у участников, даёт возможность телесного контакта, помогает сплотиться для решения общей задачи. После решения задачи участникам можно предложить ответить на вопросы: Что помогло в решении задачи? Что помешало выполнить задачу быстрее? Успешно решить задачу помогает доброжелательность, бережное отношение друг к другу, забота о комфортности другого человека, учёт мнения каждого. «Герб группы». Упражнение направлено на формирование сплочённости группы, формирование навыка решения общей задачи. Выполняется в несколько этапов. Для выполнения необходимы цветные карандаши или фломастеры и белая бумага разных форматов. 1.Каждый участник рисует одним цветом свою картину (свой личный герб) – 3 минуты; 2.Все рисунки раскладываются на столе и доброволец, взяв свой рисунок, подбирает из общей массы 3-4 рисунка, которые по каким-либо причинам ему нравятся, таким образом, формируя свою группу. Процедура повторяется столько раз, сколько необходимо для разделения участников на группы по 4-5 человек. В последнюю группу объединяются участники оставшихся рисунков. 3.Группам предлагается составить герб микрогруппы, используя элементы всех личных гербов или хотя бы цвет. Для этого участникам микрогруппы необходимо договориться между собой. Для выполнения задания даётся 10-15 минут. 4. Если участников очень много, возможно понадобится вернуться ко второму этапу, предложив группе-добровольцу подыскать себе союзников. Задача состоит в том, чтобы поделить участников на 2 большие подгруппы и предложить им составить герб подгруппы используя элементы всех гербов микрогрупп. 5. Последний этап состоит в составлении одного общего герба группы, выбрав от каждой подгруппы исполнителей и используя элементы гербов подгрупп. Совместная деятельность работает на сплочение коллектива и помогает самовыражению каждого участника. Упражнение довольно продолжительное и может занимать до 1,5 часов времени, поэтому его можно проводить как самостоятельный этап в профилактике дезадаптации у членов вновь созданного коллектива. «Леди и джентльмены» . Инструкция: Сидя в кругу участникам предлагается глазами выбрать напротив себя человека, с которым он хотел бы поменяться местами. Затем участники закрывают глаза, встают и медленно начинают двигаться в том направлении, которое они для себя выбрали. Важна не скорость, с которой участники достигают выбранного места, а вежливое обхождение с теми, с кем мы повстречались в пути. Нельзя толкаться, так как все начинают двигаться одновременно, не видя препятствий на пути. Тот, кто достиг противоположной стороны круга и занял своё место, должен помочь тем, кто этого ещё не сделал, похлопав по свободному месту около себя. Упражнение помогает формировать навыки взаимопомощи и уважительного отношения к неизвестным людям, снимает двигательное напряжение. «Букет». Инструкция: Участникам предлагается собрать букет цветов и пожеланий чего-то хорошего. «Я добавляю в наш букет фиалки и фантазии и надеюсь, что это поможет нашей группе». Каждый участник добавляет свои цветы и пожелания. В конце занятия можно провести тест-игру, направленную на диагностику атмосферы принятия или непринятия в группе: «Голубое пальто, жёлтое пальто». Инструкция: Представьте себе, что вся группа отправилась на праздник, где все одеты в голубые и жёлтые пальто, посмотрите на окружающих вас людей и представьте, в какие пальто они одеты . Далее участникам предлагается назвать, в какие цвета одеты окружающие. (Высказывания по кругу). Ключ у тесту: Жёлтый цвет – тёплые, позитивные чувства. Голубой цвет – холодные, негативные эмоции. Таким образом, человек одетый в жёлтое пальто – это тот, кто Вам нравится или делает Вас счастливым, а к человеку в голубом пальто Вы остаётесь холодным.
ГЛАВА 2. Саморегуляция психических состояний воспитателя. Соблюдение выше описанных рекомендаций в общении с детьми требует от родителей большого личностно-эмоционального напряжения. Хорошо известен факт, как энергия и энтузиазм родителей постепенно снижаются, выдыхаются. Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние родителя имеют предел ресурсов психического здоровья и, чтобы прожить двенадцать месяцев в году, они уметь мудро тратить свою психическую энергию и знать, как её можно восполнить, восстановить. Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, может более осознанно и эффективно распределить свои силы в течение каждого дня, недели, месяца и целого года. Одним из распространённых стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия (хобби). Число их обычно ограничено, так как у большинства людей есть не больше одного-двух хобби. Многие и таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы и следующие упражнения (из 7 нейролингвистического программирования, разработанные Г.Дьяконовым) поможет это сделать любому, кто захочет воспользоваться ресурсами своей психики. Упражнение 1. 1.Выпишите 3-5 видов деятельности, при выполнении которых вы хорошо себя чувствуете. 2.Попытайтесь ответить на следующие вопросы по каждому из записанных Вами видов деятельности (или попросите кого-либо задать Вам эти вопросы):
А) выполняется ли эта деятельность вместе с другими людьми или она осуществляется в одиночестве? Б) где выполняется эта деятельность, каковы окружающие факторы, какие из них помогают Вам, а какие мешают осуществлению этой деятельности? В) имеет ли эта деятельность внешний или внутренний фокус (т.е. требует ли она больше внимания за внешним событием или предполагает внутреннее сосредоточение?) Г) является ли она преимущественно визуальной (зрительной), аудиальной (звуковой) или кинестетической (связанной с телесными ощущениями, ощущениями движения, мышечного напряжения, дыхания, сердцебиения и т.п.)? Д) требует ли эта деятельность каких-либо материальных условий, средств, реквизитов? Е) какие из Ваших органов чувств получают преимущественный отдых во время этой деятельности? Ж) какие аргументы и контакты с другими людьми вам нужны, чтобы заняться этой деятельностью? 3. Ответив на эти вопросы по каждому из 3-5 видов деятельности, найдите значимые компоненты, которые дают вам удовлетворение от занятий данной деятельностью, запишите их, сравните с компонентами, которые дают удовлетворение в других видах деятельности. В результате выполнения этого упражнения, как правило, выполняется, что можно получать удовлетворение не только от одного – двух видов любимых деятельностей, а следовательно, что возможностей и ресурсов для восстановления своих сил у вас гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Часто возвращаясь с работы, родитель ощущает, что он нужен детям, что они его понимают и любят, и хотя он отдаёт много сил, он чувствует «хорошую усталость». Но бывают дни, когда появляется «тягостная усталость», появляются мысли, что ты постарел и т.п. В такой ситуации у родителя возникает эмоциональное напряжение, он «зацикливается» на трудностях,
оказывается во власти чувства вины и, несмотря на постоянную эмоционально-психическую напряжённость, не может выйти из «заколдованного круга» личных проблем. В такие дни и бывает полезно применять технику диссоциирования, помогающую вырваться из «зацикливающей» последовательности причин и следствий, дистанцироваться от негативного переживания, от эмоциональных трудностей в педагогическом процессе. Для выполнения следующего упражнения нужно попросить кого-либо не очень быстро прочитать вам вслух следующие инструкции или записать эти инструкции на диктофон и проводить тренировки индивидуально, самостоятельно. Упражнение 2. 2. Удобно сядьте и сделайте два-три глубоких вдоха. Представьте, вашим глазам возможность спокойно рассматривать окружающие предметы или постепенно закрываться. А теперь подумайте, хотели бы вы пересесть в другое место? Будет ли это место справа, слева, напротив, позади вас? Будет ли оно выше или ниже места, на котором вы сейчас сидите? Если у вас появляется ощущение нового места или ощущение движения к нему, слегка поднимите вашу голову. Мысленно переместитесь на новое место, постарайтесь представить максимально реально ощущение того, где вы находитесь, где находится ваше тело. Мысленно переместившись в новое положение, вы осуществили диссоциацию, поскольку разорвали исходное единство реального положения вашего тела и вашего видения – ощущения реального положения тела. А теперь, представляя, что вы на новом месте слегка поднимите голову, медленно откройте глаза и ощущайте как реальные все раздражители и предметы, которые вас окружают на новом месте. Не теряя новых ощущений, потянитесь, как это делает кошка, встряхивающаяся от сна. Если вам удалось это сделать, то вы
совершили рассоциацию, т.е. новую воображаемую ассоциацию после совершённой перед этим мысленной диссоциации. 2. Чтобы ускорить, закрепить и усилить ощущение реассоциации, слегка поднимайте голову так, чтобы увидеть и почувствовать физическую дистанцию между вашим новым местом и физическим телом, на которое вы смотрите. Всё это должно помочь вам сказать о себе в третьем лице: «Он сидит, скажет, в дальнем конце комнаты, на диване, в трёх метрах от окна и т.д.». После этого вы можете подумать и сказать про себя (сидящую теперь на новом месте): «Я перед окном, вот край стола, круглая лампа на столе и т.п.». 3.Теперь из диссоцитрованного (реассоциированного) состояния попытайтесь посмотреть на своё физическое тело и расширяйте обзор так, чтобы увидеть больше объектов в комнате. Всякий раз упражняясь в этом, старайтесь достигать панорамного видения, открывающего широкую перспективу происходящего, т.е. полностью реассоциируйтесь 4.Теперь добавьтеаудиально-звуковые компоненты со следующими словами: «Из моего нового состояния я воспринимаю звуки, которые могу слышать», углубляя тем самым реасоциацию. Ознакомившись с идеей и технологией диссоциации, вы можете проводить это упражнение несколько дней, постепенно уменьшая время, в течение которого вы совершаете эффективную диссоциацию. После нескольких тренировок вы, несомненно, овладеете диссоциацией – реассоциацией и сможете делать её, произвольно выбирая место диссоциации, достаточно продолжительное время.
5. Когда вы овладеете этими навыками, выполняйте упражнение с закрытыми глазами. Затем выполняйте упражнение в движении и, наконец, разговаривая (сначала с самим собой, а потом и с партнёром). Высокий уровень овладения диссоциацией позволяет вам применять её при нарушениях душевного равновесия, чтобы отсоединиться от стрессовых и эмоционально-напряжённых состояний.
ЛИТЕРАТУРА 1. Ерхова М.В. Помогающее поведение воспитателя приюта как условия успешной социализации детей «группы риска»// Вестник, 2003 №1. 2. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.-Просвещение, 1989. – 255с. 3. Кривцова С.В., Мухаматуллина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подходами. 3-е изд., стер. – М., Генезис, 1999. 4. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с. 5. Леви В.Л. Приручение страха – М.: Метафора, 2002 – 192 с. 6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001 – Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приёмы, упражнения. _ 480 с. 7. Рогов Е.И. Психология общения. _ М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 336 с. 8. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2003. – 208 с.
21 сентября 2019 в 14:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.