ГКПД при МБОУ "Починокинельская СОШ" Комсомольского района Чувашской Республики
Сценарий новогоднего утренника "Чувашский Новый год"Сценарий новогоднего утренника в разновозрастной группе (средний - старший дошкольный возраст)
Место проведения: ГКПД при МБОУ «Починокинельская СОШ» Комсомольского района Чувашской Республики. Дата проведения: 29 декабря, 2015г. Время проведения: 11ч.30 мин. Содержание праздника: 1. Торжественный вход детей. Под национальную чувашскую музыку, входят дети друг за другом (все одетые в национальные чувашские костюмы). Впереди идёт девочка и в руках несёт каравай на расшитом ручнике. Дети торжественно проходят круг и встают в шеренгу. 2. Приветствие гостей. Музыка останавливается и на первый план выходит Девочка с хлебом и ещё два ребёнка (слева и справа от неё). 1-ый ребёнок:
Хырам высмасар (пока не проголодался, Сакар ан тыт: хлеб не бери, Сакартан хакли сук. дороже хлеба ничего нет.)
2-ой ребёнок:
Ала сумассар (руки не помыв, Сакар ан тыт: хлеб не бери, Сакартан таси сук. чище хлеба ничего нет.)
3-ий ребёнок:
Селек хывмасар (шапку не сняв, Сакар ан тыт: хлеб не бери, Сакартан асли сук. старше хлеба ничего нет.)
3. Угощение гостей. Включается продолжение ранее звучавшей музыки и девочка с хлебом идёт к гостям праздника и предлагает им отломить от каровая кусок и, макнув в соль, съесть его. 4. Снежная Королева. В зал входит Снежная Королева (воспитатель), под музыку («Полёт шмеля»). - Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? - Как у вас тут красиво, нарядно украшен зал, как много гостей! А что за праздник у вас? Дети отвечают: - Мы празднуем новый год. К нам пришли гости, и мы их угощаем по чувашской традиции хлебом и солью. - И сейчас мы споём песню про хлеб. 5. Песня «Лаехи». Дети под музыку исполняют национальную чувашскую песню «Лаехи». 6.Разговор о национальной чувашской одежде. Снежная Королева спрашивает детей: «Ребята, как вы красиво одеты! Расскажите мне, пожалуйста, что на вас за одежда!?». Дети рассказывают: - На нас одета национальная чувашская одежда, так одевались наши предки. Это – тухъя (девичий головной убор), это – ама (нагрудное украшение), это – сапун (фартук), это – арщын кепи (мужская рубашка), это – хераром кепи (женское платье), это – пищеххи (пояс), это – тевет (девичье украшение, одевающееся через левое плечо). 7.Национальный чувашский танец. Под энергичную чувашскую танцевальную мелодию выбегают дети в центр зала: мальчики в одну шеренгу, девочку в другую. Поочередно, меняясь первым планом, то мальчики, то девочки выполняют танцевальные движения, после каждого мальчики кричат «Эх!», а девочки - «Ух!». Заканчивается танец общей композицией. 8.Чтение стихов на чувашском языке. Да весёлый праздник Новый год, - говорит Снежная Королева. А знаете ли вы стихи про новый год на чувашском языке?
Дети читают стихи:
1-ый ребёнок:
Хел Мучи кучченесне Валесремер туссене: Араслана – арахис, Карсаксене – карамель, Куянсене – купаста, Кашкарсене – тилперен, Ыттисене пурне те Ылтан хутла перемек.
2-ой ребёнок:
Ваш-ваш, ваш-ваш ай сил верет. Каш-каш, каш-каш варман кашлать. Шап-шур сухалла Хел Мучи Питрен-кусран ай хыпашлать.
3-ий ребёнок:
Сил ачисем сиккипеле Кертсем тарах чупкалассе, Мен пур харак туратсене Турта-турта хускалассе. Шарт!
4-ый ребёнок:
Армак-чермак вата юман Шуха силпе ай тавлашать. Черик-черик чериклетсе Аллисемпе сулкалашать.
5-ый ребёнок:
Тулли уйах пелет сине Хуллен-хуллен шуса тухать. Лапка-лапка ялсем сине Ылтан-кемел перчи такать.
9. Появление Деда Мороза и Снегурочки. Снежная Королева говорит: - Ребята, к нам кто-то стучится. Входит Дед Мороз и Снегурочка. Дед Мороз: «Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Снежная Королева! Я везде тебя ищу, Снежная Королева». Снежная Королева: «Что случилось?». Дед Мороз: «Я совсем старый стал, потерял свой посох». Снегурочка: «А без посоха, как землю, деревья снегом укроешь? замёрзнут же в морозы». Дед Мороз: «И ребятишки без снега как снеговика слепят, играться, кататься на санках будут?». Снегурочка: «Снежная Королева, взмахни своим волшебным цветком и посох найдётся». Звучит волшебная музыка, Снежная Королева взмахивает волшебным ледяным цветком и говорит: - Ребята, посох в садике, идем, поищем его! Дети уходят и переодеваются в новогодние костюмы (костюмы по желанию родителей). Пока дети ищут посох (переодеваются), Дед Мороз говорит родителям: - Пока дети ищут мой посох, давайте нарядим для них ёлочку? Звучит весёлая музыка на новогоднюю тематику и родители наряжают ёлку (игрушки и гирлянду). Заходят дети с посохом и отдают Деду Морозу. Снегурочка: «Спасибо, ребята, что помогли дедушке». Дед Мороз: - Смотрите, ребята, пока вы искали мой посох, к нам в гости пришла новогодняя ёлочка, но только она не горит, давайте её зажжем? Снегурочка: - Вставайте, ребятки вместе со своими родителями вокруг ёлки и беритесь за руки, споём хороводную. Звучит песня «В лесу родилась ёлочка», все поют и водят хоровод вокруг ёлки. Когда песня заканчивается, Дед Мороз говорит: - Раз, два, три ёлочка гори! (стучит посохом по полу). Ёлочка не горит. Дед Мороз: - Не сверкает, ребята, ёлочка. Что делать? Давайте ёлочку развеселим чем-нибудь? Как развеселим? Ребята: - Мы покажем ёлочке чувашскую национальную сказку «Дети ветра». Дети инсценируют сказку. После сказки, дети и родители снова поют первый куплет песни «В лесу родилась ёлочка» и снова Дед Мороз говорит: - Раз, два, три ёлочка гори! Ёлочка снова не горит и Снегурочка говорит: - Опят не горит ёлочка, давайте ёлочку порадуем! Чем будем радовать? Дети по очереди говорят: - я порадую игрой на гармошке; - а я порадую стишком; - я порадую песенкой; - я порадую танцем. Дети с родителями снова водят хоровод и поют первый куплет «В лесу родилась ёлочка». Дед Мороз говорит: - Раз, два, три ёлочка гори! Дед Мороз бьёт посохом и ёлочка загорается. Дети радуются и Дед Мороз говорит: - За то, что вы такие молодцы, за то, что посох мне помогли найти и помогли ёлочку зажечь, я подарю вам подарки. Снегурочка приносит мешок Деду Морозу и помогает ему вручать подарки. После вручения подарков Дед Мороз говорит: - Ну, ребятки, мне пора идти. Меня ждут другие ребята. До свидания! Снегурочка: - До свидания, ребята!
5 января 2017 в 10:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.